Главная
Архив новостей
Шаблоны
Студенту
Статьи по стандартам
Файлы
Ссылки
Форум
О проекте
История проекта

Глоссарий системного аналитика

Источник: www.rikkon.ru
Консалтинг - вид услуг в области подготовки рекомендаций по решению проблем, возникающих перед компанией, а также (при необходимости) по организации и управлению решением этих проблем.

Бизнес-консалтинг - консалтинг по вопросам хозяйственно-финансовой, экономической и инвестиционной деятельности, стратегического планирования, оптимизации общего функционирования компании, ведения и развития бизнеса, исследования и прогнозирования рынков сбыта, движения цен и т.п.

Управленческий консалтинг - это консалтинг по решению совокупности проблем, связанных с формированием, реорганизацией и функционированием системы управления компанией.

ИT-консалтинг - это консалтинг в области информационных технологий, в т.ч. формирование требований к функциональным характеристикам автоматизиро-ванной системы и её программно-аппаратной реализации, разработка концепций информационного пространства, разработка информационной модели и модели документооборота, организация и управление разработкой (или выбор) системы, а также её внедрением, и т.д.

Организационное развитие - непрерывный процесс реорганизации системы управления, включающий оптимизацию и реинжиниринг бизнес-процессов и процессов управления, совершенствование функциональной и организационных структур и комплекс вопросов управления персоналом.

Реинжиниринг бизнес-процессов - фундаментальное переосмысление и радикальное переконструирование бизнес-процессов для достижения максимального эффекта производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности, оформленное соответствующими организационно-распорядительными и нормативными документами.

Оптимизация бизнес-процессов - частичное совершенствование существу-ющих бизнес-процессов за счет ликвидации их явных недостатков (информационные петли, дублирование функций и т.п.), оформленное соответствующими организационно-распорядительными и нормативными документами.

Программа (концепция) реинжиниринга бизнес-процессов - документ планового характера, включающий перечень, содержание, сроки, результаты и состав исполнителей работ по реинжинирингу.

Проект (как совокупность мероприятий) - процесс функционирования временного (виртуального) предприятия, предназначенного для создания уникальных продуктов или оказания услуг.

Проект (как продукт, например, комплект документации по оргразвитию) - результат работ по созданию продуктов или оказанию услуг.

Цели проекта (как совокупности мероприятий) - конкретные желаемые состояния (свойства и функции) системы, которыми она должна обладать после внедрения результатов работ.

Модель - проекция реальности, взятая с определенными допущениями.

Процессное моделирование - описание деятельности предприятия в виде бизнес-процессов, непрерывных взаимосвязанных функций (например, построение модели в виде организационно-функциональной схемы или по методологии IDEF0).

Организационно-функциональная схема (процессная модель) - графическое описание бизнес-процесса в виде последовательности работ, реализуемой отдельными элементами организационной структуры, с информационными, вещественными и/или финансовыми потоками между ними (суббизнес-процесса, как части бизнес-процесса, отражающей процессы управления - в виде алгоритма управления).

Информационное моделирование - описание информационной структуры объектов (сущностей, атрибутов, ключей) с идентификацией отношений между ними (например, построение модели по методологии IDEF1).

Имитационное моделирование - моделирование поведения системы в различных аспектах и в разных внешних и внутренних условиях с анализом динамических характеристик бизнес-процессов и с анализом распределения
ресурсов (например, с использованием деловых игр).

Процесс - изменение свойств некоторого объекта (при взаимодействии с другими элементами системы или внешней средой) или его перемещение в пространстве-времени (в нашем случае - предмета труда в материальной, информационной или финансовой форме), как реализация одной из целей системы. Например, изменение экономических характеристик товара при его хранении на складе.

Поток - частный случай процесса, изучая который наблюдатель абстрагируется от возможного изменения свойств объекта и рассматривает только его перемещение в пространстве-времени.

Бизнес-процесс - устойчивый процесс (последовательность работ), соотнесенный с отдельным видом производственно-хозяйственной деятельности компании и обычно ориентированный на создание новой стоимости (например, бизнес-процесс основного производства), иерархия взаимосвязанных функциональных действий, реализующих одну (или несколько) из целей системы, например, выпуск продукции или ресурсное обеспечение выпуска (под продукцией, понимают товары, услуги и документы).

Функция - нормативное содержание служебных действий, выполнение которых возлагается на элемент системы при заданных требованиях, условиях и ограничениях. Категория "функция" может рассматриваться как: назначение, действие, свойство, отношение. Это логическое следствие категорий "потребность", "цель" отражающее назначение, обязанность или роль элемента в системе более высокого ранга.

Деловая процедура - это часть функции ( задачи, работы, цепи событий), реализуемая в течение определенного промежутка времени и обладающая познаваемым результатом, представленным в определенной форме.

Бизнес-модель - совокупность способов ведения бизнеса в компании (ее структуру, продукцию, способы доставки и обслуживания товаров, повышение рыночной стоимости), правил ведения этого бизнеса, лежащих в основе стратегии компании, а также критериев определения деловых показателей. В бизнес-модель компании включаются все деловые функции и все функциональные взаимоотношения внутри организации. Сюда входят и частные структуры - финансовая модель, организационная модель, модель сбыта продукции, клиентская модель, производственная модель, модель распространения, модель снабжения и т.д. В результате возникают сложные взаимосвязи и взаимодействия между этими моделями и даже компонентами внутри них.

Бизнес-система - это связанное и полное множество бизнес-процессов, реализуемых в рамках одной организационно оформленной бизнес-единицы при достижении её целей.

Система - упорядоченное подмножество объектов, интенсивность отношений (связей) которых между собой превышает интенсивность отношений с объектами, не входящими в данное подмножество (будем называть последние - внешней средой). При этом указанные объекты (и отношения между ними) выделяются внешним наблюдателем в зависимости от какой-либо его потребности (от "выбора точки зрения") при формировании модели указанного объекта, например: одно и тоже предприятие может рассматриваться как производственная, организационно-экономическая или социальная система, точно так же, как может рассматриваться отдельный цех этого предприятия или группа взаимосвязанных предприятий (следовательно, категория системы всегда субъективна).

Выбор точки зрения - категория системного анализа (вообще) и SADT-методологии (в частности), характеризующаяся выделением отдельных определенных аспектов рассмотрения проблемы и применением особой терминологии, соответствующей этим аспектам.

Элемент (компонент) - часть системы, выделенная по какому-либо решающему правилу, сформулированному внешним наблюдателем.

Структура системы - множество элементов с отношениями между ними, например: информационной или производственной связанности, входимости, руководства-подчинения или др. (в зависимости от точки зрения наблюдателя выделяются элементы разного типа, определяющего в итоге вид описываемых отношений и вид структуры).

Состояние системы - множество свойств и функций системы в данный момент времени.

Разнообразие системы - количество возможных её состояний.

Сложная система - система, разнообразие которой велико, но ещё позволяет описать её детерминированной моделью.

Большая система - система, разнообразие которой позволяет использовать уже только вероятностные модели в силу неопределенного состояния её элементов (в составе системы рассматриваются люди).

Иерархическая система - система многоуровневой структуры, элементы которой связаны отношениями входимости и в свою очередь являются системами (системами низшего ранга), например:
завод-цеха-участки-рабочие места.

Цель системы - желаемое состояние системы или желаемый результат её поведения (может быть сформулирована только с т.з. надсистемы - системы высшего ранга).

Задача системы - описание способа (технологии) достижения цели, содержащее указание на цель с желаемыми конкретными числовыми (в т.ч. временными) характеристиками. На её основе формулируется цель системы рангом на единицу меньше данной (формулируется заново, т.к. цели низшей системы в условиях дефицита ресурсов обычно не совпадают с целями высшей системы - конфликт целей систем разного ранга по Акоффу Р.).

Система целей - совокупность взаимосвязанных целей. В соответствии с определением категории "система" через потребность внешнего наблюдателя - для одного и того же объекта может быть рассмотрено несколько систем целей, т.е. использовано несколько оснований их классификации, например:
стратегические и тактические цели;
долгосрочные (выполнение через несколько лет) и краткосрочные (выполнение через год и менее) цели;
производственные, финансовые, социальные цели, цели повышения качества продукции и т.п. (или близко к этому по Хану: материальные, стоимостные, социальные);
древовидная система целей, включающая, как минимум: глобальную цель (абстрактно - "Выжить") и две главные цели: цель функционирования (основного назначения системы) и цель развития (приспособления к изменяющимся условиям);
и т.д.

Критерий - количественная или качественная характеристика состояния системы, позволяющая оценить степень достижения цели и сформулировать решающие правила выбора средств (способов, технологий) достижения цели.

Критерий эффективности - критерий, позволяющий оценить степень достижения цели с учетом произведенных затрат различных ресурсов.

Управляемый процесс - процесс реализации (достижения) цели. - часть бизнес-процесса, объединяющая работы по преобразованию или перемещению предмета труда.

Процесс управления - часть бизнес-процесса, объединяющая функции (работы), реализующие управление достижением цели.

Управление - воздействие на систему для достижения её целей. Укрупнено рассматривается в составе основных функций управления, замкнутых в цикл планирования и цикл оперативного управления:

планирование - определение желаемого состояния системы и пути его достижения;
учет - фиксация отклонения от запланированной цели;
контроль и анализа - определение проблемной ситуации;
регулирование или оперативное управление - принятие и осуществление решения по ликвидации отклонения, как разрешение проблемной ситуации.
Принятие решения (по ликвидации отклонения) - выбор одной из альтернатив при рассмотрении множества вариантов разрешения проблемной ситуации.

Проблемная ситуация - противоречие между целью и возможностью её осуществления с данными ресурсами (временными, материальными, финансовыми и др.) в данных условиях.

Менеджмент - профессиональное управление коллективами работников (персоналом).

Персонал - совокупность работников (обычно их групп в виде подразделений предприятия), объединенных целями хозяйственной деятельности, бизнес-процессами, применяемыми методами и средствами.

Система управления (управляющая часть системы) - совокупность процессов управления и персонала, их реализующего с помощью определенных средств (в т.ч. средств автоматизации и связи), и на основе определенных правил и процедур (т.е. то, что управляет).

Объект управления - совокупность управляемых процессов, персонала, их реализующего с помощью определенных средств (в т.ч. средств автоматизации и связи), и на основе определенных правил и процедур (т.е. то, чем управляют).

Информационная система - комплекс средств и технологий, используемый аппаратом управления при решении функциональных и производственных задач (её частный случай - автоматизированная информационная система).

Автоматизированная информационная система - комплекс средств автоматизации и связи, используемый аппаратом управления при решении функциональных и производственных задач управления, а также правила и
процедуры работы персонала с этим комплексом.

Средства автоматизации и связи - программное обеспечение (общего и специального назначения), средства вычислительной техники (серверное оборудование, рабочие станции, групповые и персональные принтеры и
т.д.), локальные вычислительные сети (активное и пассивное оборудование), копировально-множительная аппаратура (коллективного, группового и персонального пользования), средства связи (учрежденческие АТС, каналы связи и канальное оборудование, стационарные телефоны и факсимильные аппараты, мобильные средства связи и пр.).

Управленческий учет - система сбора и интерпретации оперативной информа-ции об изменениях в материальных, финансовых, энергетических и информаци-онных процессах в виде значений показателей (в натуральном, стоимостном выражении и показателей, отражающих качество), используемой менеджерами внутри компании при формировании управленческих решений.

Финансовый учет - предоставление данных в стоимостном выражении для составления финансовой отчетности, которая предназначена в основном для внешних пользователей.

Подразделения предприятия (структурные подразделения разного уровня иерархии) - элементы организационной структуры предприятия (различаются функциональные и производственные подразделения), как формально оформленные группы работников, отвечающие за выполнение конкретных задач.

Функциональное подразделение - самостоятельная часть аппарата управления предприятия, реализующая задачи определенной функции управления. Производственное подразделение - самостоятельная часть предприятия, выполняющая задачи оперативного управления производством и обеспечивающая выпуск продукции.

Аппарат (орган) управления - коллектив работников, наделенный правами управления и координации деятельности компании.

Звено управления - самостоятельная часть аппарата управления на определенной ступени (уровне иерархии) управления.

Ступень (уровень иерархии) управления - характеристика удаленности подмножества звеньев управления от вершины (верхнего звена управления) организационной структуры управления.

Штатное (рабочее) место - наименьший (неделимый) элемент организационной структуры, соответствующий объединению частных задач (обязанностей, функций) одного работника.

Организационная система - коллектив сотрудников предприятия, рассматриваемый в комплексе с производственными и социальными отношениями.

Организационная структура предприятия - структура, элементами которой являются подразделения предприятия разного уровня иерархии, а отношениями - отношения входимости и руководства-подчинения (административно-правовые отношения).

Организационная структура управления - совокупность взаимосвязанных звеньев управления.

Функциональная структура - структура, элементами которой являются функции, реализуемые подразделениями предприятия, а отношениями - связи, обеспечивающие передачу предметов труда (следовательно, в частности, может рассматриваться ф.с. управления, где предмет труда имеет информационную природу, и производственная ф.с., где предмет труда имеет вещественную природу).

Юридическая структура - совокупность бизнес-единиц с множеством организационных, административно-правовых отношений между ними, а также отношений собственности и контроля. Бизнес-единица - отдельная организационно и юридически оформленная активная структура бизнеса. Финансово-экономическая (финансовая) структура - совокупность центров учета (в статусе центров дохода, затрат, прибыли или инвестиций) с финансовыми потоками между ними.

Штатная структура - состав подразделений и перечень должностей, размеры должностных окладов и фонд заработной платы.

Социальная структура - характеризует коллектив по социальным показателям.

 Developing.ru  - клуб программистов Клуб разработчиков программных систем Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Каталог ресурсов ListTop.Ru Яндекс цитирования Rambler's Top100
© 2001-2017. Сopyright by "Отдел автоматизации и разработки ПО"
Перепечатка любых материалов без разрешения авторов сайта запрещена.
Сергей Мякишев©, o'Xana - Дизайн и разработка сайта
Kost - Программирование, Системное Администрирование